понедельник, 26 июля 2010 г.

Задачи ТЮФ на 2010 - 2011 гг.

Наконец-то появились задачи Турнира Юных Физиков. Поскольку в этом году русский перевод появился почти синхронно с английским оригиналом, я счел возможным не переводить задачи самому, а выложить уже существующий вариант. Должен признаться, что я пока не имел возможности изучить данный перевод в полном объеме, так что возможно, что в нем содержаться неясные моменты. Все появившиеся вопросы с радостью обсужу. Пишите.

Задачи 24-го Международного турнира юных физиков
Перевод Алексея Щекочихина

1. Клейкая лента
Определите силу, необходимую для отделения куска липкой ленты от
горизонтальной поверхности. Исследуйте влияние уместных здесь параметров.

2. Воздушная сушка
Предметы столовой утвари (тарелки, приборы и т. д.) после мытья сохнут по-разному.
Исследуйте, как время высыхания зависит от уместных параметров.

3. Скачущее пламя
Поместите пламя (например, от бунзеновской горелки) между двумя заряженными
параллельными металлическими пластинами. Исследуйте движение пламени.

4. Ломающиеся спагетти
Найдите условия, при которых сухие спагетти, падая на твёрдый пол, не ломаются.

5. Автомобиль
Соберите модель автомобиля, используя в качестве источника энергии для двигателя
упругий, наполненный воздухом воздушный шарик. Определите, как расстояние,
пройденное таким автомобилем, зависит от уместных параметров, и добейтесь
максимального КПД автомобиля.

6. Конвекция
Если нагревать сверху и охлаждать снизу ёмкость, наполненную жидкостью, в
ёмкости возникнет перенос тепла. Как измениться явление, если ёмкость будет
вращаться вокруг своей вертикальной оси?

7. Стаканчик-барабан
Переверните пластиковый стаканчик и постучите по его дну. Исследуйте
воспроизводимый звук в случае, когда открытый конец стаканчика находится выше,
на уровне или ниже водной поверхности.

8. Усилитель домино
Хорошо известно явление, когда ряд домино последовательно рушиться после того,
как смещают первую костяшку. Исследуйте, как происходит обмен энергией в случае,
если ряд домино постепенно растёт в высоту, и определите, есть ли какие-нибудь
ограничения на размер домино.

9. Убегающий порошок
Если горячую проволоку опустить в стакан воды с порошком (например, с
ликоподием), плавающим на поверхности, порошок будет быстро перемещаться.
Исследуйте параметры, которые изменяют скорость движения порошка.

10. Фарадеева насыпь
Когда контейнер, наполненный маленькими сферами (например, семенами горчицы),
вертикально трясут с частотой в интервале 1—10 Гц, образуется так называемая
фарадеева насыпь. Изучите это явление.

11. Отпечатки пальцев
Наполните стакан жидкостью и держите его в своих руках. Если вы посмотрите
сверху на внутренние стенки стакана, то вы заметите, что единственное, что видно
через стенки, — это яркое и чёткое изображение ваших отпечатков пальцев. Изучите
и объясните это явление.

12. Парящий волчок
Игрушка состоит из магнитного волчка и пластины, содержащей магниты (как,
например, «Levitron»). Волчок может парить над магнитной пластиной. При каких
условиях можно наблюдать это явление?

13. Лампочка
Каково отношение между тепловой энергией и энергией света, излучаемыми
маленькой электрической лампочкой, в зависимости от напряжения, поданного на
лампочку?

14. Подвижный цилиндр
Поместите лист бумаги на горизонтальный стол и положите на бумагу
цилиндрический объект (например, карандаш). Вытяните бумагу. Пронаблюдайте и
исследуйте движение цилиндра до остановки.

15. Медленный спуск
Разработайте и сделайте устройство, используя один лист бумаги формата А4 и
плотности 80 г/м2, которое будет тратить максимальное время на падение с высоты
2,5 м. Можно использовать небольшое количество клея. Исследуйте влияние
уместных здесь параметров.

16. Поток дыма
Стеклянная банка накрыта целлофаном. Плотно свёрнутая бумажная трубка длиною
4—5 см герметично вставлена в банку через целлофановое покрытие. Трубка
ориентирована горизонтально. Если поджечь внешний конец трубки, то плотный дым
поплывёт в банку. Изучите это явление.

17. Викинги
Согласно легенде, викинги могли вести судно в океане даже в облачную (пасмурную)
погоду, используя кристаллы турмалина. Изучите, как можно ориентироваться,
используя поляризованный материал. Какова точность такого метода?

суббота, 3 июля 2010 г.

Как начать слушать классику

Многие мои знакомые, в том числе те, кто не имеет никакого музыкального образования, задавались и до сих пор задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы полюбить или хотя бы немного приобщиться к мировой классической музыке. Люди чувствуют, что в ней есть что-то такое, чего нет в современной музыке и на что им следует обратить внимание. Однако отношения с такой музыкой выстраиваются не всегда просто. Допустим, человек услышал одну из прелюдий Рахманинова, она ему понравилась,  но это всего одна композиция: слушатель ищет другие сочинения этого композитора и как на зло попадает именно на те, которые ему не нравятся. Что ж, наверно, у этого композитора лишь одно стоящее сочинение, думает он. На этом , по сути, на долгое время прекращается его знакомство с классической музыкой до того момента, пока он не услышит какую-нибудь новую композицию – тогда ситуация повторяется. При этом, конечно, никакого сколь-нибудь полного удовлетворения не достигается. Цель моей настоящей статьи – показать , каким образом можно почувствовать вкус классической музыки и даже немножко пристраститься к ней.

Сразу замечу, что никаких стандартных методов нет и быть не может, ибо на вкус и цвет товарищей нет. Каждому в итоге понравится ограниченный кусок исписанного столетиями музыкального материала. Каждому следует придти к нему. Именно общие рекомендации и будут мною даны.

Чтобы разобраться среди всего музыкального многообразия, необходимо найти некоторые «маяки» или «эталоны», которые представляли бы каждый конкретный вид музыки и которые можно было бы сравнивать. Это как в магазине – при покупке компьютера сравнивать мощности компьютеров и объем их оперативной памяти. Представьте, что вы нашли композицию, прослушав которую, Вы получаете полное представление о музыке определенного круга – например, о музыке этого композитора или этого жанра... Прослушав, например, одну из симфоний Моцарта, Вы уже будете определенного мнения и о музыке Моцарта и о музыке симфонического жанра. Затем, Вы можете прослушать симфонии Бетховена, Чайковского и др. и на основании музыки одного жанра сравнивать стили различных композиторов и делать выводы, кто Вам таки нравится. Сравнивая моцартовскую симфонию с его же концертом, его оперой и его сонатой, Вы сможете сравнить различные жанры, и понять, какой из них Вам более по душе. Естественно,  Ваше суждение об опере на основании одной только музыки Моцарта будет как минимум не объективно – оперы Скарлатти и Верди совсем другие. Поэтому такую процедуру следует повторять с разными композиторами, стилями, жанрами и т.д. Далее последует очень краткая неакадемическая классификация музыки, которая наметит линии, по которым можно будет в дальнейшем сравнивать различную музыку.

Начнем с классификации временных эпох, когда музыка была написана. Музыка каждой эпохи обладает своеобразной окраской, стилем звучания. Послушав несколько десятков типичных произведений для каждой эпохи, несложно научиться различать эпохи, в которые была написана музыка.

Сейчас я назову и кратко опишу общепризнанные музыкальные эпохи. Итак, первая эпоха Возрождения (15-16 вв.) . До нее была и средневековая музыка и античная, но они специфичны и «классическими» не признаны. Олицетворением этой музыки является картина Караваджо «Лютнист»
Музыка возрождения – это в основном вокальная музыка – кантаты и мотеты, а также серенады. Композиторы той эпохи - Джованни Палестрина, Клеман Жанекен. Музыка Возрождения впитала в себя общефилософские принципы этой эпохи, мне она кажется довольно сентиментальной.


Барокко - 17в. –первая половина 18 в. Как следует из названия, эта музыка – пышная – она яркая, в тоже время глубокая и величественная. Музыка тех, кто любил жизнь и восхищался ею. Настроение этой музыки идеально коррелируется с архитектурой и живописью того времени. Вспомните Екатериненский дворец в Пушкине или Смольный собор в Петербурге, а также картины Рембрандта и Рубенса, преисполненные ощущением  движения, а в творчестве последнего – еще и аппетитных женских форм
Наиболее известные композиторы эпохи – Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Жан Батист Люлли – в основном представители позднего барокко. Сделаю замечание – не советую начинать с И.С.Баха – его музыка слишком специфична для данной эпохи.


Эпоха классицизма (вторая половина 18в.- 1810-е гг.)  – эпоха строгой и легкой в то-же время музыки. Наилучшее соответствие можно провести между музыкой и архитектурой (напр., здание Русского музея в Петербурге) и классической драматургией. Наиболее знаменитые композиторы эпохи – Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Бетховен – современники , они подвели итог многовековому развитию музыки , создав классическую симфонию, классическую сонату, ввели понятие гармонии и многое другое. Именно поэтому их и называют классиками. После них такого единства музыкальной мысли не наблюдалось.

Наконец , эпоха романтизма - с 1810-х и далее.  Из название музыки следует ее настроение. Доминирующий мотив – героическое начало мужественно борется со злом, но в конце концов погибает под его напором. Кумир романтиков в литературе – Байрон. Следует заметить, что подавляющее большинство музыки, под которой обычно подразумевают  классическую музыку, относится именно к эпохе романтизма. Ранние романтики – это Шопен, Шуберт, Шуман, оперные титаны – Верди, Беллини, Доницетти. Романтиками также являются Чайковский, Рахманинов, Григ, Бизе и многие другие.

Выделяют также другие течения в музыке. Галантный век – сер 18в. –это Карл Филипп Эмануэль Бах, Карл Фридрих Абель и др. Эта музыка – переходная от барокко к классицизму, но в тоже время обладающая собственным неповторимым звучанием. Импрессионизм – конец 19 –начало 20 вв. – Клод Дебюсси и Морис Равель. Подобно изобразительному искусству – специальными «мазками» музыка рисует пейзажи и образы. Так же существуют другие стили, о которых я здесь умолчу.

Иногда, выборочно послушав произведения различных эпох, люди говорят, что им, к примеру, ближе по душе классицизм – Моцарт и Гайдн.
Вторая характеристика музыки – это ее жанр. Их очень большое число. Сначала рассмотрим сонату. Соната – произведение для одного инструмента – скрипки, фортепиано, гитары, и многих других инструментов. В качестве примера – соната №12 Вивальди, соната №11 Моцарта, соната си-минор Листа. Золотой век сонаты, на мой взгляд – 18в. Сонаты Вы можете найти практически у каждого композитора того времени.

Концерт – произведение для оркестра и солирующего инструмента, или просто для оркестра, обычно камерного. Возник в середине 17в. Под названием кончерто-гроссо. Кончерто гроссо – мощное явление эпохи барокко, в этом жанре оставили след фактически все композиторы того времени. Примеры – концерт RV425 (или любой другой) Вивальди, концерт №4 опуса №3 (или, опять же любой другой) Георга Фридриха Генделя. В качестве классического концерта можно рассмотреть концерт №21 Моцарта. Пример романтического концерта –первый концерт Чайковского.
Существует множество других жанров в музыке – инструментальных и вокальных: симфонии и кантаты, оратории и оперы, песни и экспромты. Перечислять всех их здесь я не имею возможности. Пишите в комментариях, и я подскажу Вам индивидуально, какому жанру Вам следует уделить первостепенное внимание.

Классифицирующих музыку критериев можно перечислить еще большое множество. Но для первоначального знакомства с музыкой вполне достаточно представления о жанре музыки и том, кто и когда ее написал. Для каждого времени постарайтесь сравнить разных композиторов, для каждого композитора постарайтесь сравнить его произведения разных жанров, и.т.д. Со временем Вы сами будете знать что следует слушать дальше.

В конце статьи я хочу привести пример. Допустим, что Вам по душе торжественная музыка. Кого Вам выбрать из множества композиторов? В сложившейся ситуации я советую рассмотреть оперные увертюры. Увертюра является самой торжественной частью оперы, при том автор при ее написании как правило не ограничивает себя строгими рамками, поэтому полностью в ней раскрывается. Опера возникла в начале 17 века и остается популярной до сих пор. Поэтому мы можем сравнивать увертюры довольно широкого круга композиторов – эпох барокко, классицизма и романтизма, что наверняка удовлетворит Ваши запросы. Кстати, найти предлагаемые произведения можно без труда на www.youtube.com

Итак, первым пунктом обратим внимание на увертюру к опере «Армида»(Armide) абсолютного монарха французской музыки Жана Батиста Люлли. Люлли писал музыку для королевского двора, для пышных церемоний и для блистательных баллов. Его музыка наполнена пафосностью и танцевальностью.

Следующая наша остановка – опера «Юлий Цезарь» (Julius Cesare) Георга Фридриха Генделя. Композитор жил в эпоху наивысшего расцвета полифонической музыки. Множество голосов (мелодических линий) загадочно переплетаются, выливаясь в величественную, захватывающую дух музыку.

Далее рассмотрим оперу «Орфей и Эвридика» (Orpheus and Eurydice) Кристофа Виллибальда Глюка. Вся музыка расписана автором в мельчайших деталях. Автор попытался соединить в музыке барочную живость и  классическую строгость.

Теперь обратимся к опере «Волшебная флейта» (Magic flute) Вольфганга Амадея Моцарта. Замечательная мелодия, исполненная по всем правилам эпохи классицизма, безусловно в стиле Моцарта, хотя и не была придумана им. Она отлично олицетворяет девиз Моцарта: "Музыка никогда не должна оскорблять и ранить слушателя, в каком бы ужасном он ни был состоянии; она должна приносить радость. Это значит, музыка всегда должна оставаться музыкой"

Следующим пунктом рассмотрим оперу «Севильский цирюльник»( Barbiere di Siviglia) Джоаккино Россини. Увертюра написана почти в сонатной классической форме и по-итальянски легка.

Увертюра к опере Джузеппе Верди «Травиата» (La traviata) является кратким обзором настроений, которые будут доминировать в опере. Мелодическая линия полна страстей и трагизма – настоящий пример романтизма.

Неповторимый стиль Жоржа Бизе отражен в самой популярной сегодня опере «Кармен» (Carmen). Как и у Верди, в увертюре описывается настроение оперы, но на этот раз внимание уделяется более характеру главной героини, нежели характеру будущих действий.

В качестве образца увертюры 20 века можно взять увертюру из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess). Явно ощущается влияние джазового авангарда 30-х годов. Эта опера уже далеко ушла от классических канонов…

Ваши вопросы и замечания оставляйте в комментариях. Буду рад на них ответить.