суббота, 3 июля 2010 г.

Как начать слушать классику

Многие мои знакомые, в том числе те, кто не имеет никакого музыкального образования, задавались и до сих пор задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы полюбить или хотя бы немного приобщиться к мировой классической музыке. Люди чувствуют, что в ней есть что-то такое, чего нет в современной музыке и на что им следует обратить внимание. Однако отношения с такой музыкой выстраиваются не всегда просто. Допустим, человек услышал одну из прелюдий Рахманинова, она ему понравилась,  но это всего одна композиция: слушатель ищет другие сочинения этого композитора и как на зло попадает именно на те, которые ему не нравятся. Что ж, наверно, у этого композитора лишь одно стоящее сочинение, думает он. На этом , по сути, на долгое время прекращается его знакомство с классической музыкой до того момента, пока он не услышит какую-нибудь новую композицию – тогда ситуация повторяется. При этом, конечно, никакого сколь-нибудь полного удовлетворения не достигается. Цель моей настоящей статьи – показать , каким образом можно почувствовать вкус классической музыки и даже немножко пристраститься к ней.

Сразу замечу, что никаких стандартных методов нет и быть не может, ибо на вкус и цвет товарищей нет. Каждому в итоге понравится ограниченный кусок исписанного столетиями музыкального материала. Каждому следует придти к нему. Именно общие рекомендации и будут мною даны.

Чтобы разобраться среди всего музыкального многообразия, необходимо найти некоторые «маяки» или «эталоны», которые представляли бы каждый конкретный вид музыки и которые можно было бы сравнивать. Это как в магазине – при покупке компьютера сравнивать мощности компьютеров и объем их оперативной памяти. Представьте, что вы нашли композицию, прослушав которую, Вы получаете полное представление о музыке определенного круга – например, о музыке этого композитора или этого жанра... Прослушав, например, одну из симфоний Моцарта, Вы уже будете определенного мнения и о музыке Моцарта и о музыке симфонического жанра. Затем, Вы можете прослушать симфонии Бетховена, Чайковского и др. и на основании музыки одного жанра сравнивать стили различных композиторов и делать выводы, кто Вам таки нравится. Сравнивая моцартовскую симфонию с его же концертом, его оперой и его сонатой, Вы сможете сравнить различные жанры, и понять, какой из них Вам более по душе. Естественно,  Ваше суждение об опере на основании одной только музыки Моцарта будет как минимум не объективно – оперы Скарлатти и Верди совсем другие. Поэтому такую процедуру следует повторять с разными композиторами, стилями, жанрами и т.д. Далее последует очень краткая неакадемическая классификация музыки, которая наметит линии, по которым можно будет в дальнейшем сравнивать различную музыку.

Начнем с классификации временных эпох, когда музыка была написана. Музыка каждой эпохи обладает своеобразной окраской, стилем звучания. Послушав несколько десятков типичных произведений для каждой эпохи, несложно научиться различать эпохи, в которые была написана музыка.

Сейчас я назову и кратко опишу общепризнанные музыкальные эпохи. Итак, первая эпоха Возрождения (15-16 вв.) . До нее была и средневековая музыка и античная, но они специфичны и «классическими» не признаны. Олицетворением этой музыки является картина Караваджо «Лютнист»
Музыка возрождения – это в основном вокальная музыка – кантаты и мотеты, а также серенады. Композиторы той эпохи - Джованни Палестрина, Клеман Жанекен. Музыка Возрождения впитала в себя общефилософские принципы этой эпохи, мне она кажется довольно сентиментальной.


Барокко - 17в. –первая половина 18 в. Как следует из названия, эта музыка – пышная – она яркая, в тоже время глубокая и величественная. Музыка тех, кто любил жизнь и восхищался ею. Настроение этой музыки идеально коррелируется с архитектурой и живописью того времени. Вспомните Екатериненский дворец в Пушкине или Смольный собор в Петербурге, а также картины Рембрандта и Рубенса, преисполненные ощущением  движения, а в творчестве последнего – еще и аппетитных женских форм
Наиболее известные композиторы эпохи – Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Жан Батист Люлли – в основном представители позднего барокко. Сделаю замечание – не советую начинать с И.С.Баха – его музыка слишком специфична для данной эпохи.


Эпоха классицизма (вторая половина 18в.- 1810-е гг.)  – эпоха строгой и легкой в то-же время музыки. Наилучшее соответствие можно провести между музыкой и архитектурой (напр., здание Русского музея в Петербурге) и классической драматургией. Наиболее знаменитые композиторы эпохи – Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Бетховен – современники , они подвели итог многовековому развитию музыки , создав классическую симфонию, классическую сонату, ввели понятие гармонии и многое другое. Именно поэтому их и называют классиками. После них такого единства музыкальной мысли не наблюдалось.

Наконец , эпоха романтизма - с 1810-х и далее.  Из название музыки следует ее настроение. Доминирующий мотив – героическое начало мужественно борется со злом, но в конце концов погибает под его напором. Кумир романтиков в литературе – Байрон. Следует заметить, что подавляющее большинство музыки, под которой обычно подразумевают  классическую музыку, относится именно к эпохе романтизма. Ранние романтики – это Шопен, Шуберт, Шуман, оперные титаны – Верди, Беллини, Доницетти. Романтиками также являются Чайковский, Рахманинов, Григ, Бизе и многие другие.

Выделяют также другие течения в музыке. Галантный век – сер 18в. –это Карл Филипп Эмануэль Бах, Карл Фридрих Абель и др. Эта музыка – переходная от барокко к классицизму, но в тоже время обладающая собственным неповторимым звучанием. Импрессионизм – конец 19 –начало 20 вв. – Клод Дебюсси и Морис Равель. Подобно изобразительному искусству – специальными «мазками» музыка рисует пейзажи и образы. Так же существуют другие стили, о которых я здесь умолчу.

Иногда, выборочно послушав произведения различных эпох, люди говорят, что им, к примеру, ближе по душе классицизм – Моцарт и Гайдн.
Вторая характеристика музыки – это ее жанр. Их очень большое число. Сначала рассмотрим сонату. Соната – произведение для одного инструмента – скрипки, фортепиано, гитары, и многих других инструментов. В качестве примера – соната №12 Вивальди, соната №11 Моцарта, соната си-минор Листа. Золотой век сонаты, на мой взгляд – 18в. Сонаты Вы можете найти практически у каждого композитора того времени.

Концерт – произведение для оркестра и солирующего инструмента, или просто для оркестра, обычно камерного. Возник в середине 17в. Под названием кончерто-гроссо. Кончерто гроссо – мощное явление эпохи барокко, в этом жанре оставили след фактически все композиторы того времени. Примеры – концерт RV425 (или любой другой) Вивальди, концерт №4 опуса №3 (или, опять же любой другой) Георга Фридриха Генделя. В качестве классического концерта можно рассмотреть концерт №21 Моцарта. Пример романтического концерта –первый концерт Чайковского.
Существует множество других жанров в музыке – инструментальных и вокальных: симфонии и кантаты, оратории и оперы, песни и экспромты. Перечислять всех их здесь я не имею возможности. Пишите в комментариях, и я подскажу Вам индивидуально, какому жанру Вам следует уделить первостепенное внимание.

Классифицирующих музыку критериев можно перечислить еще большое множество. Но для первоначального знакомства с музыкой вполне достаточно представления о жанре музыки и том, кто и когда ее написал. Для каждого времени постарайтесь сравнить разных композиторов, для каждого композитора постарайтесь сравнить его произведения разных жанров, и.т.д. Со временем Вы сами будете знать что следует слушать дальше.

В конце статьи я хочу привести пример. Допустим, что Вам по душе торжественная музыка. Кого Вам выбрать из множества композиторов? В сложившейся ситуации я советую рассмотреть оперные увертюры. Увертюра является самой торжественной частью оперы, при том автор при ее написании как правило не ограничивает себя строгими рамками, поэтому полностью в ней раскрывается. Опера возникла в начале 17 века и остается популярной до сих пор. Поэтому мы можем сравнивать увертюры довольно широкого круга композиторов – эпох барокко, классицизма и романтизма, что наверняка удовлетворит Ваши запросы. Кстати, найти предлагаемые произведения можно без труда на www.youtube.com

Итак, первым пунктом обратим внимание на увертюру к опере «Армида»(Armide) абсолютного монарха французской музыки Жана Батиста Люлли. Люлли писал музыку для королевского двора, для пышных церемоний и для блистательных баллов. Его музыка наполнена пафосностью и танцевальностью.

Следующая наша остановка – опера «Юлий Цезарь» (Julius Cesare) Георга Фридриха Генделя. Композитор жил в эпоху наивысшего расцвета полифонической музыки. Множество голосов (мелодических линий) загадочно переплетаются, выливаясь в величественную, захватывающую дух музыку.

Далее рассмотрим оперу «Орфей и Эвридика» (Orpheus and Eurydice) Кристофа Виллибальда Глюка. Вся музыка расписана автором в мельчайших деталях. Автор попытался соединить в музыке барочную живость и  классическую строгость.

Теперь обратимся к опере «Волшебная флейта» (Magic flute) Вольфганга Амадея Моцарта. Замечательная мелодия, исполненная по всем правилам эпохи классицизма, безусловно в стиле Моцарта, хотя и не была придумана им. Она отлично олицетворяет девиз Моцарта: "Музыка никогда не должна оскорблять и ранить слушателя, в каком бы ужасном он ни был состоянии; она должна приносить радость. Это значит, музыка всегда должна оставаться музыкой"

Следующим пунктом рассмотрим оперу «Севильский цирюльник»( Barbiere di Siviglia) Джоаккино Россини. Увертюра написана почти в сонатной классической форме и по-итальянски легка.

Увертюра к опере Джузеппе Верди «Травиата» (La traviata) является кратким обзором настроений, которые будут доминировать в опере. Мелодическая линия полна страстей и трагизма – настоящий пример романтизма.

Неповторимый стиль Жоржа Бизе отражен в самой популярной сегодня опере «Кармен» (Carmen). Как и у Верди, в увертюре описывается настроение оперы, но на этот раз внимание уделяется более характеру главной героини, нежели характеру будущих действий.

В качестве образца увертюры 20 века можно взять увертюру из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess). Явно ощущается влияние джазового авангарда 30-х годов. Эта опера уже далеко ушла от классических канонов…

Ваши вопросы и замечания оставляйте в комментариях. Буду рад на них ответить.



Комментариев нет:

Отправить комментарий